История русских бань - «Все о Сауне и Банях»
История появление бань на Руси уходит своими корнями далеко в глубину веков. Даже невозможно представить себе Русь, славянский народ, без бани. На Руси банная процедура всегда была больше чем помывка, прочно ассоциируясь в сознании с праздником, и не только тела, но и души. Может быть именно по этому, в наши не простые дни, многие желают иметь свою эмоциональную отдушину, где общение «без галстуков» и сама атмосфера бани уже восстанавливает душевное равновесие.
Парная баня на Руси была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Парные бани стоились по всей России, в селах и городах на берегах рек, озер и ручьёв.
Активным почитателем русской бани был Петр I. В 1703 году он разрешил строить бани всем желающим без всяческих пошлин.
Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день после проведения свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.
Вот что пишет о банях на Руси один арабский путешественник и учёный:
«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Назывались они мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня, лазня.
Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи. Одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — в мужскую.
У русской бани есть ещё одна разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.
История появление бань на Руси уходит своими корнями далеко в глубину веков. Даже невозможно представить себе Русь, славянский народ, без бани. На Руси банная процедура всегда была больше чем помывка, прочно ассоциируясь в сознании с праздником, и не только тела, но и души. Может быть именно по этому, в наши не простые дни, многие желают иметь свою эмоциональную отдушину, где общение «без галстуков» и сама атмосфера бани уже восстанавливает душевное равновесие. Парная баня на Руси была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Парные бани стоились по всей России, в селах и городах на берегах рек, озер и ручьёв. Активным почитателем русской бани был Петр I. В 1703 году он разрешил строить бани всем желающим без всяческих пошлин. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день после проведения свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Вот что пишет о банях на Руси один арабский путешественник и учёный: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Назывались они мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня, лазня. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи. Одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — в мужскую. У русской бани есть ещё одна разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар. Назад Вперёд